Площадь Кошмаров
Фото: Александр Кряжев, РИА Новости.

Фото: Александр Кряжев, РИА Новости.

Появление светофоров на известном перекрестке в Твери повергло город в ступор

Есть в Твери перекресток, который не дает житья ни пешеходам, ни автомобилистам уже многие годы. Это площадь Капошвара, названная так в честь города-побратима в Венгрии. Народная молва придумала этому месту остроумное прозвище — площадь Кошмаров.

Возвращение светофора

Капошвара не повезло: площадь является одним из главных тверских перекрестков, на котором сходятся важные магистрали, соединяющие крупные районы города. Из-за сильно перегруженного автопотока проехать площадь в час пик, не попав в пробку, считается большой удачей. Ситуацию усугубляют общественный транспорт (трамваи), наглость водителей, не соблюдающих требования знаков по развороту, и пешеходные переходы, которые власти не рискуют убрать под землю — то ли ввиду сложности, то ли из-за высокой стоимости объекта.

Правда, лет пять назад был еще один отягчающий фактор: сразу за площадью в направлении авто- и ж/д вокзалов располагалось трамвайное депо. Когда вагоны отправлялись в парк или выезжали из него, транспортный поток в сторону вокзала перекрывал всю «капошварку». Но теперь депо нет (кризис общественного транспорта), зато есть местная администрация, которая проблему видит, но не спешит разрешать.

– Площадь Капошвара — это сложный транспортный узел, — говорит начальник отдела УГИБДД по Тверской области Игорь Каравашкин. — Администрацией Твери была поставлена задача рассмотреть возможность изменения схемы движения. Конечно, стоило бы вовсе убрать пешеходов с этой площади посредством надземных или подземных переходов, но пока на это нет средств, поэтому было решено установить светофоры.

Никто не ожидал, что светофоры вызовут столько эмоций в городе. Неизвестно, что больше задело людей за живое: установка 12 автоматических регулировщиков, вырубка деревьев, перенос автобусных остановок и «карманы» на общую сумму в 1,2 млн рублей или то, что сам проект был подан как вынужденная, но полумера. Повторяется история с весенним ямочным ремонтом: транспортное полотно Твери все в дырах, а погоды для ремонта нет, поэтому на полном серьезе и от безысходности закопаем десятки миллионов в заплатки, которые через месяц отвалятся, но дадут дожить до сезона укладки асфальта по нормативам.

Самое интересное, что светофоры на площади Капошвара уже были. Они стояли здесь в 1980-х. После хаоса распада Союза была еще одна попытка внести регулирование в трудный транспортный узел. В середине 1990-х светофоры установили на несколько дней. Из-за массы аварий их пришлось демонтировать. А ведь с тех пор, кроме интенсивности движения, изменилось по большому счету лишь одно: не стало левого поворота с проезда Дарвина (его убрали в середине нулевых) и левого поворота с проспекта Победы.

Одинаково неудобно всем

Рано утром 22 июля светофоры заработали на радость пешеходам и на беду водителям.

– Светофор в большей степени способствует возникновению пробок, но теперь пешеходы, которые раньше переходили дорогу хаотично, делают это организованно, — поясняет Игорь Каравашкин. — Перенесены остановочные пункты автобусов: в первую очередь для того, чтобы освободить крайние ряды и повысить пропускную способность площади. Трамваям рекомендовано воздерживаться от высадки пассажиров на зеленый сигнал для автомобилей.

Первая неделя после «революционных» нововведений пошла в зачет привыкания. Машины газовали на «красный», пешеходы не отставали, по привычке переходя шестиполосную магистраль под весь автопоток.

Между тем сразу выявились два недостатка. Во-первых, завершить проезд площади с одного конца на другой в направлении вокзал — центр под самый конец «зеленого» нужно за 10 секунд. Таков период рассинхронизации «красного» света на входе и «зеленого» на выходе с площади. При том что в это же время начинаются повороты налево, в том числе трамваев, поскольку при «зеленом» повернуть налево обычно не удается в виду плотности встречного потока. Пешеходы уже пошли, а за тобой еще куча машин, не успевших пересечь площадь. Во-вторых, на площади запрещен прямой проезд с улицы Дарвина на проспект Победы. Нужно повернуть направо и потом начать разворот. До соответствующего разрешающего знака тверские водители доезжают «через два на третий», вклиниваясь в поток авто через трамвайные пути. Внесли свою лепту в общую суматоху и лихие «маршрутчики», которые, как известно, не любят ездить по правилам и высаживают пассажиров там, где придется, а не где разрешено.

Пользователь тверьнета Александр заметил на одной из городских площадок: «Непонятно, почему именно так была разработана схема движения автомашин и пешеходов? Если посчитать языком цифр, то каждый разворот автомашины — это простой (читай полная остановка) 3 полос для движения в среднем на 5-30 секунд, в зависимости от напряженности движения. Прибавьте к этому дополнительные секунды, когда горит красный сигнал светофора (27 секунд), запрещающий движение автомашин, и получается, время, необходимое для проезда каждой машины в направлении центра и вокзалов, возросло на 1 минуту! И все бы ничего, если бы не прибавить время на остановку и начало движения после пропуска разворачивающихся машин. И получается то, что есть, т.е. огромная пробка, особенно в сторону вокзалов из центра города. Если не исправить ситуацию в ближайшее время и не изменить схему движения, то лучше убрать светофоры!»

Подобным образом настроены и другие участники движения. Корреспондент «Русской планеты» выслушал мнения обеих сторон — водителя и пешехода:

– После того как поставили светофоры, переходить стало легче, — утверждает молодая тверичанка Наталья. — Но все равно на площади нужно быть максимально внимательным. Пару дней назад при мне сразу две легковушки проехали на «красный». А ведь в городе много пожилых людей — вот им по-настоящему трудно успеть перейти дорогу, особенно когда столько машин и все едут в разные стороны.

– Светофоры на Капошвара — это бред! — говорит Сергей, водитель иномарки бизнес-класса. — С площади нужно убирать пешеходные переходы и трамваи, организовывать круговое движение. Тогда толк будет. Все остальное — зря потраченные деньги налогоплательщиков. У нас в городе вообще полно мест, где пора делать подземку. Но властям явно не до этого — им бы дороги научиться нормально латать!

К чести ГИБДД, там объективно смотрят на вещи. Ведомство отмечает, что если новая схема не приживется, разработчики полностью ее пересмотрят. Но гвоздь в Капошвара вбивает тот факт, что разрабатывали схему местные специалисты из Тверского государственного технического университета. Между тем анализ транспортного потока, и тем более в таком проблемном городе, как Тверь, требует не только высочайшей подготовленности в теории, но и соответствующей технической базы. Не говоря уже о стоимости таких исследований, которые в России смогут провести на должном уровне всего с десяток организаций.

Так что, если в ближайшее время ситуация не изменится, у площади есть все шансы стать символом бессистемности «русского подхода», когда семь раз отрезают и один раз меряют.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

10 августа 2013, 15:22
Светофоры необходимы. Их следует перепрограммировать на реальное время проезда. В последнее время популярность набирают нерегулируемые переходы. С моей точки зрения по безопасности и удобству (для всех участников движения) они уступают светофорам.
Водитель, высказывавшийся против присутствия на этом участке трамваев просто озвучил своё желание кататься по Твери, свободной от общественного транспорта с ветерком, на красивой машине. Говорят, мечтать не вредно. Более точно комментировать подобные высказывания не позволяют правила размещения комментариев. Не производить при зеленом сигнале светофора - это компромиссное решение, способное снизить напряженность движения на этом участке. На площади Капошвара трамвайные остановки во все времена располагались неудобно.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»