«Приносить бюджету меньшие убытки»
Фото: Анна Чистякова

Фото: Анна Чистякова

Почему власти решили возродить легендарный тверской трамвай

День рождения Тверского трамвая переносится с 28 августа на 12 сентября в связи с масштабной реконструкцией путей и обновлением трамвайного парка. Движение трамваев в областной столице приостановлено на месяц. Вскоре тверской трамвай таким, каким является в настоящее время, навсегда уйдет в прошлое. «Русская планета» выяснила, как изменится один символов города, и как к переменам относятся местные жители и перевозчики.

Над трамваем нависла угроза полного уничтожения

В следующем году трамвайному движению в Твери должно исполниться 115 лет. В конце 1980-х годов трамвайная система нашего города считалась одной из самых образцовых во всем СССР. В городе было почти два десятка маршрутов, которые охватывали все районы города. В центре Твери трамвай ходил с интервалом в 1,5 минуты.

После распада Союза у тверского трамвая начались серьезные проблемы. Большая часть подвижного состава в Советские годы была закуплена в Чехии, поэтому доступ к запчастям был перекрыт на долгие годы. Только к «нулевым» годам в России появились компании, делающие некоторые комплектующие, — рассказывает «Русской планете» водитель трамвая со стажем, сотрудник МУП «Городской электрический транспорт» Виталий. — Мы выкручивались, как могли: покупали б/у запчасти в других городах и собирали один трамвай из нескольких. Но при всем этом люди остались трудиться на предприятии. Видимо, правильно говорят, что трамвайщик — это диагноз. Если ты начал работать на трамвае — это навсегда.

В девяностые и «нулевые» годы началось массовое закрытие трамвайных линий и сокращение подвижного состава. Разумеется, горожане вынуждены пересесть на маршрутки, которые спасли город от транспортного коллапса.

В конце девяностых годов полтора десятка трамвайных вагонов были модернизированы на Тульском комбайновом заводе. Последние два новых трамвая Тверь закупила в 2007 году, — рассказывает «Русской планете» сотрудник департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Степчков, принимающий активное участие в судьбе тверской транспортной системы. — При этом рельсы тоже почти не обновлялись. Город прибегал только к аварийным ремонтам. В итоге передвигаться на трамвае стало не только некомфортно, но и опасно.

К 2015 году от былого великолепия осталось всего пять трамвайных маршрутов — №5, 10, 11, 13 и 14. По данным администрации Твери, убыток МУП «ГЭТ», которое обеспечивает трамвайное и троллейбусное обслуживание города, только за 2014 год составил 331,7 млн рублей. Сейчас предприятие из-за долгов энергетикам находится в стадии банкротства. Весной контрольно-счетная палата Твери провела аудиторскую проверку МУПа. По ее результатам было обнаружено множество нарушений и отсутствие внятной системы управления. Для сравнения, убыток МУП «ПАТП-1», которое обслуживает автобусные маршруты в Твери, за прошлый год составил 135, 2 млн рублей.

В 2014 году с избранием нового сити-менеджера Твери Юрия Тимофеева началось активное обсуждение перспектив МУП «ГЭТ». А этой весной было принято уникальное для города решение — вдохнуть в трамвай новую жизнь. На закупку пяти новых вагонов City Star, которые на мощностях Тверского вагоностроительного завода производят ПК «Транспортные системы», было потрачено 150 млн рублей. Еще три «звездных» трамвая в ближайшее время купят в лизинг. В связи с банкротством МУПа технику оставят на балансе администрации, передав ее предприятию в оперативное управление. Около 100 млн рублей из бюджета Твери выделено на финансовую поддержку МУП «ГЭТ». Еще 50 млн будет потрачено на ремонт трамвайных путей.

– Я рад, что мы спасли от уничтожения один из символов Твери! Не так много в России осталось городов, где есть трамваи. Радует и то, что новое руководство администрации областной столицы готово к сотрудничеству с активистами, — рассказывает «Русской планете» один из руководителей группы «Тверской трамвай» Кирилл Булычев. — Мы постоянно обсуждаем насущные вопросы и новые идеи, а также встречаемся с руководством и сотрудниками МУП «ГЭТ».

Пилотный проект

Ремонт путей планировали начать еще первого августа, но найти подрядчика удалось только к середине месяца. Конкурс выиграла московская строительная фирма ООО «ЛТСтрой», которая пока не имеет опыта ремонта трамвайных путей. Но помогать ей активно будет МУП «ГЭТ», которое, по сути, станет субподрядчиком. В техзадании сказано, что на всем пути следования маршрутов № 5 и 14 будет проведено следующее обновление рельс — установка путевых тяг, сборка и сварка стыков термитной сваркой методом промежуточного литья, а также шлифовка. Демонтаж полотна будет произведен только на Тверском проспекте. На его место положат б/у рельсы, которые приведут в рабочее состояние.

– Большая часть работ будет вестись в ночное время. Нам предстоит реализовать два этапа — сначала восстановить рельсы по маршруту № 5, потом № 14, — рассказывает заместитель главы администрации Твери Владимир Пашедко. — Мы заинтересованы в том, чтобы все работы были произведены качественно, поэтому только приветствуем общественный контроль горожан.

Параллельно с обновлением путей на МУП «ГЭТ» начался капитальный ремонт шести чешских вагонов Tatra, купленных более 30 лет назад. В течение месяца в них заменят ходовые части и все сидения, сделают пластиковую обшивку салона и кузова, и даже, может быть, установят кондиционеры. Как сообщил «РП» Владимир Пашедко, сейчас город закупает необходимое оборудование. Его стоимость пока неизвестна.

После ремонта маршрут № 5 будут обслуживать только новые City Star. На маршрут № 14 выйдут обновленные вагоны Tatra. Маршруты №10, 11 и 13 заморозят до лучших времен.  Нормативная скорость нового подвижного состава повысится в среднем до 40 км/ч. Раньше трамвай плелся по городу в два-три раза медленнее. Ограждать рельсы от автолюбителей на улицах Горького и Тверском проспекте пока не планируется. Против этого активно выступает ГИБДД Тверской области. В администрации города «РП» заявили, что готовы вернуться к этой идеи позднее.

– Обновленные маршруты № 5 и 14 — это пилотный проект, — говорит Кирилл Булычев. — Мы сможем оценить, как работаем современный трамвай, сделать выводы и двигаться дальше.

Фото: группа «Тверской трамвай»

Сейчас главная цель администрации — снова приучить горожан к общественному транспорту. Для этого после девяти лет перерыва с сентября будет возвращен проездной. На один вид транспорта он будет стоить 750 рублей, на все три вида — 1 150 рублей. Пока напечатано 20 тыс. билетов.

Серьезные перемены ждут и сотрудников МУП «ГЭТ», большая часть которых в связи с ремонтом путей находится в вынужденных отпусках. Владимир Пашедко сообщил «Русской планете», что МУП «ГЭТ» в ближайшее время будет объединено с МУП «ПАТП–1». Единое транспортное предприятие откажется от некоторых расходов и сократит штат.

Мы надеемся, что после реорганизации муниципальный транспорт будет приносить бюджету меньшие убытки. Если все пойдет хорошо, мы сможем и дальше вкладывать в его развитие, — рассказывает «Русской планете» председатель постоянного комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Тверской городской Думы Сергей Делаков. — Ежегодно в виде субсидий мы выделяли нашим МУПам 100-200 млн рублей. Если эта сумма сократится хотя бы вдвое, а работа муниципального транспорта не ухудшится, мы уже быстро отобьем вложения.

План спасения или «пир во время чумы»

Горожане приветствуют реанимацию общественного транспорта, но некоторые действия властей вызывают сомнения. В первую очередь, непонятно, почему на закупку подвижного состава было выделено почти 200 млн рублей, а на ремонт только 50. К тому же, City Star, хоть и произведен в Твери, но является одним из самых дорогих трамваев в России.

На мой взгляд, цена продукции ТВЗ не слишком обоснована. Так, трамваи Усть-Катавского завода стоит около 20-23 миллиона рублей, — рассказывает «Русской планете» Дмитрий Степчков. — Они не уступают по качеству тверским вагонам, выпускаются давно и не страдают «детскими» болезнями. По моей информации, разговоры о смене поставщика уже ведутся.

По данным МУП «ГЭТ», вагоны City Star работают в целом исправно. Поставщик старается оперативно устранять возникающие неполадки, ведь на кону его репутация. Компании еще предстоит поставить крупную партию новых трамваев в Санкт-Петербург и Ярославль. Но у этих городов другие финансовые возможности. Тверь же ради «звездного» трамвая пожертвовала тремя маршрутами. В итоге на весь город останется всего 14 вагонов! Чтобы покрыть дыру в бюджете, администрация Твери собирается взять в кредит 500 млн рублей.

Жители города получили возможность пользоваться уникальной, практически не имеющей аналогов в мире техникой. Но транспортному хозяйству Твери позарез нужны новые трамваи, еще сильнее — ремонт большей части путей, — рассказывает «Русской планете» житель Твери Иван Конюхов. — Администрация Твери даже не попыталась прибегнуть к «кризисным» методам обновления парка: закупкам б/у вагонов из других городов и массовому капитально-восстановительному ремонту своих трамваев с продлением срока службы.

Активистов смущает и тот факт, что пока нет плана работы и дальнейшей реанимации трамвайной системы Твери даже на следующий год. Администрация города готова сделать выводы только после запуска обновленных маршрутов № 5 и 14. «РП» стало известно только, что часть старых трамваев все-таки отправят в металлолом, а ремонтопригодные сохранят до лучших времен.

А пока все горожане ждут запуска обновленного трамвайного движения, которое намечено на 12 сентября. В этот же день будет проведен городской праздник — День рождения тверского трамвая. В планах организаторов открытие фотовыставки, вручение подарков водителям, продажа сувениров, творческая программа и даже салют. Каждый горожанин может внести свой вклад в это событие.

Нас финансово поддерживают не только местные жители, но даже коренные москвичи, — говорил Кирилл Булычев. — Наш трамвай знают и любят далеко за пределами Твери. Я надеюсь, что именно с нашего города начнется возрождение былой славы трамваев в России.

Будет создана единая транспортная система

В планах городской администрации не только реанимировать трамвай, но и создать единую систему городского транспорта, позволяющую жителям комфортно передвигаться по Твери.

– Мы стремимся не проводить революционные действия, которые всеми воспринимаются негативно, а хотим, чтобы новые правила игры были понятны и перевозчикам, и пассажирам, — рассказал «РП» Владимир Пашедко. — Будут синхронизированы движения автобусов, трамваев и троллейбусов, а также выпущено специальное приложение для мобильного телефона с расписанием в режиме реального времени.

В итоге муниципальный транспорт будет обслуживать около 40% пассажиропотока, остальное достанется частным перевозчикам. Уже проведены конкурсы на маршруты №№ 4, 6, 10, 12, 13, 24, 35, 51 и 52. Победители приступают к своей работе. Цель администрации — привести в порядок рынок маршрутных такси в Твери, убрав избыточное дублирование, которое сейчас достигает в среднем 70%, и не выгодно как муниципальным, так и коммерческим перевозчикам. 

Понаоставались тут Далее в рубрике Понаоставались тутКак бывшие москвичи и петербуржцы обустраивают подо Ржевом новые русские деревни Читайте в рубрике «Титульная страница» Шурик, смывай тризубКак блогер-заукраинец из России разводил громадян на деньги Шурик, смывай тризуб

Комментарии

24 августа 2015, 15:25
Небольшие корректировки:
- На Тверском проспекте будут новые рельсы на участке от Капошвара до Желябова. Там будет полная замена полотна, б/у рельсы будут использоваться в иных местах;
- Ну не то чтобы 71-623 "ни в чем не уступал" City Star'ам - всё-таки у первого лишь частично низкий пол. Хотя насчёт детских болезней к сожалению все так и есть.
Однако Твери удалось купить CityStar'ы значительно дешевле, чем они предлагали Москве.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»