Предпочитают личное общение
Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Создание «электронного правительства» оказалось для Тверской области трудной задачей

Концепт электронного правительства ходит по тверскому региону с десяток лет. С тех пор было перепробовано много программ и создано множество учреждений, менялись партнеры государства по техническому и программному обеспечению, изменялись сами приоритеты и понимание того, что мы все-таки хотим видеть на выходе. Хаоса было вдоволь.

«Проблем меньше не стало»

Трудностей, с которыми сталкивается концепция в Тверской области, много, и они разные. Во-первых, инфраструктурная проблема. Если территория Швеции полностью покрыта Интернетом, то Тверская область (кстати, в 5 раз меньше королевства) не может похвастаться даже устойчивой сотовой связью. Во-вторых, «природная» закрытость бюрократического аппарата. В-третьих, проблема согласования разрозненных и многочисленных баз данных госучреждений с постоянно меняющимся документооборотом. В-четвертых, толковые кадры.

Наличие этих проблем подтвердили, например, такие инициативы, как создание электронной очереди в детские сады и дистанционная запись к чиновникам и врачам.

– С электронной очередью в сад при устройстве старшего ребенка мы не стали связываться, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» Галина, молодая мама двоих сыновей. — Это просто бесполезно, и все вопросы решаются в кабинете заведующего. У них даже знаете как: ящички, где детишки оставляют вещи, в течение сезона прибавляются чуть ли не на десять штук — и группа вырастает с двух десятков почти на треть. Под самую завязку. Если не строить новые сады, порядок не изменится. Ну а о том, сколько стоит получить место в саду.… У всех по-разному, я бы не хотела об этом говорить.

А вот дистанционная запись к некоторым врачам в отдельных медучреждениях Твери действительно работает. О личном опыте корреспонденту «Русской планеты» рассказала одна из посетительниц Первой городской больницы Твери Марина:

– У моего ребенка есть проблемы с пищеварительной системой, и совсем недавно я записывала его на прием к гастроэнтерологу и нефрологу через Интернет. Удобно, но нужно учитывать, что запись существует не ко всем специалистам и ведется две очереди по времени: одна дистанционная, другая традиционная.

На подходе — начавшаяся реализация идеи единой социальной карты (универсальной электронной карты) и «системы одного окна». Пока самый крупный банк страны (который и предлагает данную услугу) при заказе даже обычной пластиковой карты по Интернету обрабатывает заказ месяц. Корреспондент «Русской планеты» убедился в этом на личном примере. Не говоря о том, что регистрация на портале gosuslugi.ru без универсальной карты (и, кстати, СНИЛСа) займет много времени и отнюдь не ограничится поиском личных документов: необходимо будет получить электронную подпись или личные коды от Ростелекома.

Что же есть из электронных услуг от властей в реальности? Электронная очередь в госучреждениях непосредственно на приеме, когда запись проходит через терминалы и номер высвечивается на табло возле кабинета. Кстати, такое «усовершенствование» по-прежнему трудно воспринимается пенсионерами:

– Не понимаю, зачем это нужно, — жалуется в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» пенсионер Олег Петрович, пришедший в кадастровое бюро оформлять землю. — Очереди в самые востребованные учреждения не уменьшились. Приходиться занимать место рано утром, как и раньше. Конечно, если, к примеру, оформление земли в собственность и вступление в наследство действительно решались бы в «одном окне», то я бы потерпел.

Собственного портала электронного правительства у госмашины области пока нет. Вот электронное правительство Белгородской области имеет красочный портал, хотя находится лишь в середине списка успеваемости по регионам страны в деле создания «чиновника-робота». Тот самый рейтинг электронного правительства отводит Твери место в конце списка наряду с Рязанью, откуда пришел в область с повышением на одну ступень нынешний губернатор Андрей Шевелев. Кстати, прежний глава региона любил IT-технологии: у каждого крупного чиновника в обязательном порядке был свой блог в ЖЖ, у многих — твиттер. Нынешний же глава региона Интернет не жалует: он неоднократно подчеркивал, что предпочитает личное общение.

Однако и ему пришлось работать в данном направлении. Вот цитата из Послания губернатора Законодательному Собранию Тверской области от 28.06.2012 г.: «Открытости власти и местного самоуправления будет способствовать запуск с 1 июля этого года регионального сегмента системы “электронного правительства”. 14 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг будут предоставляться в электронном виде, а к 2014 году — 100%. Начата работа по созданию региональной системы универсальных электронных карт, с помощью которых граждане и будут получать эти услуги. Эпоха ожидания справок и согласований в очередях уходит в прошлое». Через год пришлось отчитываться перед премьер-министром: показатели прозвучали высокие, но о всеобщем охвате пока речи все равно нет.

В едином портале госуслуг на конец лета этого года было зарегистрировано 8 тыс. человек из Верхневолжья (около 0,5% от всего населения). Для сравнения — лидер по России, Приморский край, обеспечил доступ к ресурсу 15% населения. Еще в начале года там открылось 34 пункта выдачи УЭК. Очевидно, дело не только в количестве услуг, но и в их доступности и технологическом обеспечении.

«Приходят излить душу»

Сегодня созданием системы «одного окна» доступа к госуслугам в области занимается государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ). Его филиалы созданы пока лишь в шести (из 36) районах области. Каждый филиал — территориальная ячейка, реализующая принцип «одного окна» при предоставлении госуслуг для местного населения. Распространение сети электронного правительства по области осложняется тем, что все приходиться делать фактически с нуля, то есть с подготовки соответствующих зданий и помещений. Любопытно, что учреждение является автономным — то есть зависит не столько от бюджетного финансирования, сколько от собственного дохода.

Светлана Архипенкова, заведующая Жарковским филиалом МФЦ, в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» рассказала о трехлетней деятельности своего учреждения:

– За время существования центра объем услуг у нас значительно вырос: с 32 до более чем сотни. Большинство составляют услуги регионального значения, самые популярные и многочисленные — это вопросы социальной защиты: оплата жилья, получение ежемесячного пособия по материнству, выплаты ветеранам, инвалидам. Гражданин приходит к нам с минимальным набором документов, с тем, что хранится дома. Далее уже наша работа — собрать остальные документы по органам власти. Если кто-то не может прийти, мы вызываем на место мобильную группу. Люди к нам привыкли и не чувствуют дискомфорта. Район у нас маленький, поэтому многие обращаются даже с непрофильными вопросами из серии «Когда дадут свет?» или приходят излить душу. Интересно, что сначала традиционные органы власти восприняли наше появление с недоверием и непониманием, относились как к конкурентам. Но со временем взаимодействие наладилось, ведь порой им гораздо легче общаться с сотрудниками центра, чем самими заявителями, бывающими в разном настроении.

В более скептических тонах о реализации концепта отзывается известный тверской историк и политолог Андрей Чернышев:

– В нашей стране изначально произошла подмена понятий, ведь правильный перевод с английского языка термина, который у нас называют электронным правительством — «электронное управление, или правление». Речь, как вы понимаете, идет не об институте, а о процессе, способе управления. Поэтому большая часть дискуссии на эту тему бессмысленна. Такой деформированный «перевод» связан с традициями нашей государственности, сопротивлением уже сложившихся институтов государства, на которые накладываются новые формы. В целом, процесс образования этих форм закономерен, и он будет продолжаться, но, к сожалению, пока мы говорим не о том.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Шурик, смывай тризубКак блогер-заукраинец из России разводил громадян на деньги Шурик, смывай тризуб

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»