«Если нас будут вытеснять, начнется бунт»
Фото: Александр Андреев

Фото: Александр Андреев

В Твери решают, кому возить горожан — трамваям, троллейбусам или маршруткам

По данным ГИБДД по Тверской области, каждый день в областной столице происходит от 10 до 15 ДТП с участием маршрутных такси. За 8 месяцев этого года они 7 650 раз нарушили ПДД, 141 автобус вышел на линию с техническими неисправностями. Многие водители маршруток даже не знают русский язык, а с мест проверок спасаются бегством.

Но без маршруток городу не обойтись. Автобусы, троллейбусы и трамваи, которых с каждым годом становится все меньше, передвигаются по Твери медленно и слабо наполняются даже в часы пик. Но, несмотря на небольшое количество подвижного состава, убытки от них растут. Так, в июне 2013 года размер долга МУП «Городской электрический транспорт» превысил 80 млн рублей.

Чиновники областного центра считают, что это происходит из-за огромного числа маршруток, и уже много лет обещают навести на этом рынке порядок. А бороться действительно есть за что. По разным оценкам, годовой оборот пассажирских перевозок в Твери составляет от 2 до 4 млрд рублей.

Бесхозные водители

Почти все маршрутки, которые обслуживают Тверь (а их сейчас более 1 000), «нелегалы». В 2010 году город принял положение об организации транспортного обслуживания населения. Однако за три года конкурсы проведены лишь на два маршрута — №55 и №14. Остальные перевозчики ездят без договора с администрацией Твери. И такая вольность допустима.

На федеральном уровне пассажирские перевозки автомобильным транспортом регулируются еще советским положением. В нем сказано, что для работы предпринимателю нужны лицензия, паспорт маршрута, расписание и схема опасных участков. Договор с городом носит рекомендательный характер. Депутаты Государственной Думы РФ в 2007 году приняли в первом чтении федеральный закон, который должен установить четкие и единые правила организации пассажирских перевозок на территории страны. Но за 6 лет дальше дело так и не продвинулось. Пока нового закона нет, регионы и муниципалитеты самостоятельно выстраивают отношения с перевозчиками.

– Несколько лет назад после очередного обследования пассажиропотока городские чиновники сказали нам, что количество единиц техники, которая обслуживает город, будет сокращено до 600, а конкурсы выиграют те, у кого будет автопарк новых машин, — рассказывает «Русской планете» президент НП «Приоритет» Валерий Водницкий. — Мы им поверили, закупили в кредит современные автобусы, а конкурс так и не был проведен. «Приоритет» также предлагал городу разработать единые правила работы на рынке, пообещав, что все члены партнерства их исполнят, но чиновники от сотрудничества отказались.

Горожан новые маршрутки порадовали, но раздолбанные «Газели» и «Руты» исчезли из Твери ненадолго. Крупные перевозчики, чтобы хоть как-то компенсировать затраты, стали продавать старую технику своим бывшим водителям. Именно они чаще всего мелькают в сводках ГИБДД, создавая в головах жителей областной столицы демонический образ тверской маршрутки. А многие гости из ближнего зарубежья выходят на линию вообще без всяких документов и согласований. На некоторых маршрутах между перевозчиками идет настоящая война. Доходит даже до порчи машин.

– В Твери меньше 10 крупных перевозчиков, которые давно работают на рынке, имеют хорошие машины и техническую базу. Я вхожу в их число. Почему администрация не строит с нами диалог, ведь с нас проще спросить, чем с двух сотен ИП, которые имеют по две-три машины? — рассказал «Русской планете» предприниматель Владимир Исаев.

Летом о маршрутках заговорил весь город: перевозчики, обвинив власти в невыполнении обещаний, заявили, что с 1 июля поднимут цену проезда почти на всех маршрутах с 15 до 18 рублей без необходимого решения Региональной энергетической комиссии региона. Предприниматели считают, что имеют на это право, потому что в законе Тверской области, который регулирует пассажирские перевозки, не прописан механизм компенсации выпадающих доходов, возникающих в связи с госрегулированием тарифа. Но у властей Верхневолжья другая позиция.

– В регионе принята вся необходимая нормативная база. Самовольное повышение цены недопустимо. Конечно, не всем нравится такое ограничение, но нужно жить по закону, — заявил «Русской планете» председатель постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и собственности Законодательного Собрания Тверской области Вячеслав Суязов. — Компенсация расходов — это большая проблема для всех субъектов РФ. Бюджеты Тверской области и ее муниципалитетов являются дотационными, но по возможности средства на компенсацию расходов перевозчиков из них выделяются.

В итоге цена выросла только на нескольких маршрутах, и то на короткое время. «Маршрутчики» не испугались обещанных властями штрафов, а просто не смогли договориться друг с другом о единой позиции.

Но дело этим не закончилось. По данным «Русской планеты», перевозчики наконец-то коллективно подали документы в РЭК. А совсем скоро Арбитражный суд Тверской области рассмотрит иск Владимира Исаева к региональным властям. Он хочет доказать, что не может в полной мере осуществлять предпринимательскую деятельность из-за того, что область устанавливает цены на пассажирские перевозки, но до сих пор не приняла механизм компенсации выпадающих доходов и не заложила их в бюджет.

«Пока не окупим затраты, не уйдем»

В декабре ЗАО «НИПИ ТРТИ» из Санкт-Петербурга представит на рассмотрение городским чиновникам и депутатам результаты нового исследования пассажиропотока Твери и свои предложения по оптимизации ее маршрутной сети. Оно должно показать, сколько городу нужно трамваев, троллейбусов, автобусов и, конечно, маршруток. Будет четко определено не только количество подвижного состава, но и его вместимость, а также периодичность рейсов. Эту работу компания из города на Неве обязалась выполнить за 2,235 млн рублей, уменьшив стартовую цену аукциона почти в два раза.

Новую маршрутную сеть вынесут на общественные слушания, а затем утвердят депутаты Тверской думы. После этого администрация города должна провести конкурсы и заключить с перевозчиками договоры. От того, какие требования к участию в конкурсах установит город, зависит судьба рынка пассажирских перевозок. Несовершенство законов дает чиновникам большую свободу действий.

– Нынешняя маршрутная сеть сложилась стихийно. Она не выгодна городу, его жителям и самим перевозчикам. Мы не проводили конкурсы, чтобы не узаконивать этот беспорядок, — высказал «Русской планете» точку зрения властей заместитель главы администрации Твери Дмитрий Насибуллин. — Когда исследование пассажиропотока будет закончено, город получит объективную основу для приведения рынка в порядок. Мы рассматриваем разные варианты. Скорее всего, по магистральным улицам будет ходить транспорт большой вместимости — трамваи, троллейбусы и автобусы. Сейчас прорабатывается вопрос обновления подвижного состава. А вот подвоз к главным улицам города будут осуществлять небольшие маршрутки.

Есть свое видение вопроса и у Тверской городской Думы:

– Я считаю, что пассажирские перевозки должны управляться из единого центра. Есть два пути — отдать все на откуп МУПам или организовывать с нынешними перевозчиками общее предприятие на условиях частно-государственного партнерства, — рассказал «Русской планете» председатель постоянного комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи ТГД Сергей Делаков.

Однако какой бы вариант ни выбрали чиновники, действовать придется очень осторожно, потому что любой необдуманный шаг может привести к печальным последствиям.

– Мы потратили огромные средства на покупку техники, так что пока не окупим затраты, с рынка не уйдем, — уверят корреспондента «Русской планеты» Валерий Водницкий. — Если нас будут вытеснять, начнется бунт.

У перевозчиков есть свои предложения, каким способом можно решить затяжной конфликт:

– Город не имеет права нарушить права предпринимателей. Если у нас есть все документы, которые указаны в действующем ФЗ, если мы качественно выполняем свою работу, выгнать нас с маршрута никто не может, — заявил «Русской планете» Владимир Исаев. — Но выход из ситуации есть. Я считаю, что все надо делать поэтапно. Для начала нужно заключить договора с действующими крупными перевозчиками на два-три года. Предприниматели, которые владеют несколькими машинами, могут объединиться в единое предприятие. Таким образом, город сможет нас контролировать, а мы привыкнем к работе по договорам. За несколько лет будут выработаны единые правила работы на рынке, и город сможет спокойно провести конкурсы.

Есть еще один вариант развития событий, который власти озвучивают только вскользь, но давно держат в уме. Возможно, в Тверь придет крупная транспортная компания из Москвы или Санкт-Петербурга, которой отдадут весь рынок пассажирских перевозок. В этом случае неизбежно и намного вырастет цена на проезд, а в городе начнутся настоящие маршрутные войны. Никто миллиардный рынок без боя не сдаст. 

Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»