Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Это то, что спасает цивилизацию»

Фото: Алексей Кудряшов
Куратор выставок Дарья Фейгина — о современном искусстве
Святослав Сирин
24 марта, 2014 20:34
13 мин
Дарья Фейгина — молодой, но уже известный искусствовед из Твери. «Русская планета» поговорила с ней о том, как отличить настоящие произведения от «фантиков без начинки», о «средневековой» Твери и провокации «девяностых», а кроме того, о рынке, который призван спасти художника.
– Дарья, для вас современное искусство это что?
– В одном предложении я не смогу ответить. Потому что для меня это целая история. Искусство — это то, что сопровождает меня всю жизнь. Я помню, как мы с матерью ходили в Картинную галерею, моя тетя — художница, моя бабушка была в советское время министром культуры в Иркутске или что-то около того.
Когда мне было 14-15 лет, я влюбилась в художника. Он учился в Венециановском училище. Это было совершенно безумное увлечение. Мы начали кататься в Москву. Я тогда еще училась в школе, денег было немного, и мы ездили смотреть выставки на то, что давали родители. Так я побывала, например, на первой «Ночи музеев». Процесс погружения оказался очень скорым и наглядным. Москва этому способствует, потому что там ты всегда чувствуешь себя туристом. У меня быстро наработался культурный уровень, но я бы не сказала, что люблю современное искусство, потому что медиа сегодня очень сильно его опошлили.
Нужно определиться в понятиях. Я люблю красоту, эстетику, порядочность и ищу это в работах разных художников. Люблю искусство, которое рождает во мне внутренний диалог, которое притягивает. Не важно, в какое время оно было создано. Например, я нахожу огромное количество смыслов в русской иконе, которую выделила бы в отдельное течение искусства. Икона — это психотип, в котором есть свои модернистские черты, то есть сменяемость разных видов творчества.
– Какое направление вам нравится больше всего именно в современном искусстве?
– То есть в том, которое создавалось за последние 20-25 лет? Сложный вопрос, я об этом никогда не думала, потому что стараюсь найти что-то для себя в каждом виде.
– Хорошо, в таком случае, какой жанр, на взгляд куратора выставок современного искусства, наиболее продаваем? В целом, современное искусство — вещь коммерческая?
– Если говорить о художественном рынке, то это очень драматичная тема для России. Был Советский Союз, который предполагал обмен, там не было рынка. Люди 70 лет жили по принципам «ты мне — я тебе», «от каждого по способностям». И сейчас пока в России не сложилось художественного рынка. У нас не развита эстетика, точнее мы многое потеряли, пока жили за «железным занавесом», и наши родители вешали на стену ковер.
Сейчас, к примеру, картины практически не покупаются. Если говорить об искусстве, а не о ремесле — когда портреты рисуют акрилом по трафарету, фотографии в стиле поп-арта на продажу — то оно бывает очень разным. Вот у меня в квартире весит работа из серии кухонного супрематизма — черный хлеб в рамке, отсылающий к «квадрату Малевича»... Это сатира: вот он, наш русский хлеб на дрянном столе!
– Можно ли выделить чисто русские направления в современном искусстве?
– Да, конечно. Например, московский концептуализм, который возник еще в Советском Союзе, вылез из соцарта — отдельного ироничного направления. На биеннале в Венеции художников этого направления представляют уже второй год. Это чисто самобытный стиль, такой сатиры больше в мире нет.
– Вам не кажется, что основа современного искусства это протест, хотя бы на фоне последних политических событий?
– Есть и протест, и «искусство ради искусства», и все вместе. Вопрос в другом: что видно, что находится в фокусе общественности? Протест действительно заметен, потому что на него мы выходим с флагом, привлекаем к себе внимание. А философия, тонкие красивые вещи часто остаются незамеченными, потому что рядом всегда кто-то бегает с флагом.
– Тогда как Вы отнеслись к акции Фарбера, когда он растоптал «офицерские звезды»? В обывательском сознании этот перформанс проецируется на все современное искусство.
– Это, конечно, жесть. Но по-человечески Фарбера понять можно: его обидели, а он искренне хотел помочь школе, реализовать там свой психотип художника и педагога. Обидели и его сына, который еще не понимает всех тонкостей перформансов, действует по инерции со СМИ, которые говорят о Pussy Riot, тюремных условиях… Вся эта чернуха воздействовала на добрых, но обиженных людей. Но, конечно, они перегнули палку со звездами. Но перегнули и правоохранители с приговором.
– Панк-молебен это современное искусство?
– Если честно, я не хочу говорить на эту тему. Но, с другой стороны, все подобные акции — это то, чем в свое время был поп-арт, это порождение капитализма, рекламных маневров. Энди Уорхол и иже с ним делали рекламу, логотипы того же Apple. У нас очень быстро начался переход к подобной системе, поэтому все эти акции — этап эволюции, который нам предстоит пережить, переболеть им.
– Современное искусство скорее форма массовой коммуникации или массовой атомизации? Оно объединяет или раскалывает общество?
– Искусство — то, что спасает цивилизацию. От ухода в Средневековье.
Несет ли современное искусство какие-нибудь ценности?
– Да, разные. Сейчас трудно анализировать, что произошло за последние пять лет в современном искусстве. Чтобы это сделать, должно пройти десять лет. Мы можем проанализировать девяностые. Что они нам принесли? Иронию, даже самоиронию. Провокацию. Большее понимание мира в целом.
– Как все-таки определить, перед тобой искусство или некая пустышка?
– Искусство — это зеркало реальности, но все зависит от нашего восприятия. Зритель его воспринимает в меру своей образованности. Должен быть эстетический вкус, нужно смотреть, кто это показывает. В искусстве тоже есть своя иерархия: музеи, выставочные залы. Как говорил Йозеф Бойс (немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма — Примеч. ред.), каждый человек — художник, поэтому все — искусство. Если говорить с позиции зрителя, а не с точки зрения аукциона, где важны регалии, то, как говорится, на ваш вкус. Хотя, правда и то, что у нас очень мало показывают хороших выставок.
– Нынешний художник в самом широком смысле кто он? Есть мнение, что все современное искусство — это лишь способ развлечения «яппи», «хипстеров» и остальной обеспеченной «прогрессивной общественности».
Художник в современном обществе — он без кожи, он лучше всех чувствует социум, он сканирует пространство вокруг себя и интерпретирует его в своем творчестве. Это медиатор, философ. С точки зрения общества, его очень тяжело встроить в систему. Общество его боится, потому что современный художник злой, его таким сделали СМИ. Не имея возможности трудоустроиться, в наше время художник очень маргинален, при этом он делает независимые попытки выйти на рынок.
Все, что нас окружает — это дизайн. Мы не знаем, где и что можно купить. Вот где можно купить хорошую графику за тысячу рублей? Нигде, такого рынок не предоставляет, нет такой галереи. Мы на «М10» запускаем краудфандинг: в рамках акции за две-три тысячи рублей можно будет купить работы Кости Федорова — прекрасную графику тверского художника. Это вам не ширпотреб из IKEA и не аэрография. Такие вещи можно передавать из поколения в поколение как семейную реликвию, как старинные часы по наследству. Нужно создавать рынок, сколько бы скептицизма по этому поводу ни было.
– Художник будущего разрушает систему или преобразует ее?
– Я уверена, что это человек, который является архитектором нашего сообщества.
– Дарья, с вашей точки зрения, нет ли противоречия между историческим имиджем Твери и местным современным искусством? Зачем вообще проводить фестивали современного искусства в таком, казалось бы, консервативном городе?
Нет, они находятся в мире. Я прямо чувствую, что эта земля мне родная. Вот гуляю по улицам, и уже несколько раз видела надписи «Даша, я люблю тебя!». Думаю, эти мемы оставляет мне сам город. У меня ведь нет задачи разрушить. Я не хочу заниматься наносной культурой, хотя ей тоже необходимо заниматься: для того чтобы создавать, нужно видеть, слышать. Нужно запустить обмен мнениями: я хочу, чтобы люди общались.
А так… Город растет, развивается, и в этом процесс необходимо давать место новым художникам, новой архитектуре. Но всегда нужно думать, прежде чем что-то менять. Вот я видела проект, по которому памятник Лермонтову хотят поставить у ТЦ «Олимп» — между «Сбербанком» и торговым центром. Ну это же ******! Это капиталистический сюр! А вот модернистскую скульптуру современного художника поставить в каком-нибудь микрорайоне Южный, среди этих огромных серых домов, будет как раз уместно. Скульптура должна быть встроена в окружающий ландшафт.
Искусство вообще должно быть контекстным. Город — это навечно, а сегодня из-за нашей вечной суматохи и разрозненности он не подразумевает общения в принципе. Он враждебен человеку. Мы — наследники советской утопии, которая неприменима к нашим сегодняшним реалиям.
– Как вы оцениваете местное сообщество современных художников?
– Его нет. Художники друг с другом не общаются.
Так психотип художника разве не подразумевает априори одиночества?
– Нет. Мы должны встречаться на вернисажах друг друга. Просто этих вернисажей не случается.
– В последние годы разве не достаточно проводится в Твери фестивалей современного искусства?
– Люди не всегда думают, когда это делают. Не хватает правильного подхода, правильного пиара. Не научились еще.
– А как расценить флэшмобы? В последнее время они у всех на слуху. Это идет на пользу «серой, обывательской» Твери?
Отлично! Семь лет назад я организовывала первые флэшмобы в Твери, типа free hugs. Это выглядело очень забавно! Я просто вышла с друзьями на улицу, мне было по приколу это делать. Я люблю добрые флэшмобы, помню, очень классно дрались на Трехсвятской подушками.
– Они помогают продвигать идеи современного искусства?
– Нет, конечно! Они ни к чему не привязаны.
– Сочетаются ли современное искусство и школьное традиционное образование?
– Это хороший вопрос. Я считаю, что, в первую очередь, нужно воспитывать зрителя. Это поможет нашему обществу. Детям нужно смотреть разное искусство. Конечно, есть +18. Пять лет назад я еще была невинной девушкой, и считаю, что это правильно, не нужно себя преждевременно растрачивать в таких взрослых темах. Но вот недавно, в День весеннего солнцестояния, в Москве на Artplay (центр современного искусства — Примеч. ред.) проходили «сатурналии». Это называлось «единым актом творчества»: художники собрались и вместе рисовали. И дети ходили рядом, там не было ничего такого, всем было по приколу, как с флэшмобами. Это просто хороший вид досуга.
– Намек на то, что для Твери современное искусство это скорее хобби?
– Пока нет институции, да, к этому нужно относиться именно так.
Вы то и дело говорите «по приколу». Может, из-за такого отношения многие и не воспринимают современное искусство всерьез?
– Это ужасно! Я отношусь к современному искусству серьезно. Но, понимаете, все нужно делать с удовольствием. Например, я ненавижу заполнять какие-то документы и прочее. Но вот когда монтирую выставки, тогда и гвозди сама вбиваю, и полы мою. Здание Речного вокзала — 4,5 тысячи квадратных метров — перед каждой пресс-конференцией сама мыла. Это сложно, но хочется, чтобы все было хорошо, поэтому я готова и на такое.
Почему не получилось превратить это здание в дом тверского современного искусства?
– Пришел губернатор Шевелев и, не вдаваясь в подробности, решил, что ему это не надо.
На ваш взгляд, государство должно поддерживать современное искусство?
– Конечно.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ