Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Кино возвращается к своим истокам — аттракциону»

Фото: из личного архива Светланы Еланской
Тверской кинокритик — о трудностях синефилии в провинции и кризисе идей на большом экране
Станислав Гвизда
17 декабря, 2015 13:20
9 мин
Какие проблемы испытывает российский и мировой кинематограф, почему сериалы так популярны, а «атмосферное кино» — почти ругательство. В преддверии Года кино в России об этом «Русская планета» поговорила с кандидатом философских наук, доцентом кафедры социологии Тверского государственного университета, членом Союза кинематографистов России Светланой Еланской.
– На страничке в социальной сети вы называете себя синефилкой. Кто это?
– Дабы не писать «кинолог», как шутят иногда мои коллеги. Дословно это «любовь к кино», от французского слова «синема», которому в этом году стукнет уже 120 лет, со времен первого показа братьев Люмьер. В провинции синефилия имеет разные формы проявления: это может быть обожание кино наедине с небольшим экранчиком мобильного телефона, или еженедельные походы в кинотеатр по старой доброй советской традиции, или же настоящие семейные просмотры. Синефилия — страсть, образ жизни, который подразумевает постоянную включенность в кинособытия. Сюда относятся и киножурналистика, отслеживание «киношных» новинок, и попытки обсуждения их в публичной сфере, скажем, на «Кинопоиске».
– Труден ли такой образ жизни именно в провинции?
– Синефилия в провинции затрудняется, прежде всего, спецификой «большого экрана»: мало кинотеатров, узок выбор репертуара. А если говорить о приверженности к отечественному кино, то здесь совсем глухо. Большинство хозяев кинотеатров отдают на российский кинематограф один-два сеанса, даже если это уже зарекомендовавшие себя фильмы. Владельцы залов по-своему понимают запросы зрителей и не хотят рисковать, хотя рискнуть нужно. Не всем по карману и билеты. Провинциальные расценки приближаются, как ни крути, к столичным и не всегда соответствуют средней зарплате, возможностям. А потребности есть.
– Тверской киноклуб предоставляет альтернативу местному «большому экрану»?
– Любой киноклуб изначально мыслится как альтернатива прокату. В Твери есть несколько киноклубов — собрания неравнодушных людей, которые любят смотреть кино, думать над ним, обсуждать, находить единомышленников. Например старейший в Твери киноклуб «Диалог» (ему уже больше 30 лет. — Примеч. авт.) ныне живет и здравствует, имеет свой костяк, около полусотни человек, есть даже такое понятие «дети «Диалога».
– Что сейчас снимают современные отечественные режиссеры?
– По популярности ныне лидирует анимация. Наши «мультяшки», которые набирают просмотры у широкой аудитории и получают награды на фестивалях. Довольно сильна документалистика, которую, впрочем, редко берет телевидение, а в прокате она отсутствует вообще. И напрасно.
В сегменте художественного кино все более традиционно. Там делаются попытки, актуальные в целом для мирового кинематографа: хорошо рассказать некую историю, с героями которой зритель смог бы себя четко идентифицировать.
– Сегодня много говорят о причинах кризиса российского кино. Основная причина в разрыве с советским кинематографом?
– От преемственности, на самом деле, не избавлялись, даже чисто физически. При отсечении проката, отсутствии средств, идейная преемственность все равно остается.
Советское кино, понимаете, ведь тоже было разным. Есть «золотой фонд», но было и множество проходных фильмов «на политзаказ», «на соцзаказ», канувших в лету вполне заслуженно. Даже признанные мастера этим… не скажу «грешили», но имеют в своем багаже картины случайные, необязательные.
– Сейчас есть госзаказ Минкульт поддерживает определенные фильмы, прежде всего патриотические…
– Смотря что понимать под патриотическим кино. К сожалению, обычно это мифологизация истории — истории, главным образом, победителей, военачальников, вождей, которые невольно все равно примеряют на себя лик святых. Тем не менее, патриотическое кино может быть рассмотрено, например, как фильм «Дурак» — картина на микроуровне буквально выворачивает наизнанку все наши проблемы. И она все равно весьма патриотична: не в плане даже «что делать?», других традиционных российских вопросов, а в плане кино как зеркала, на которое нечего пенять, но с помощью которого можно что-то исправить в своем облике.
– В чем же главная проблема отечественного кино: кадры, кинотеатры, идеи, конкуренция?
– Про конкуренцию мы можем говорить, если налажено кинопроизводство, индустрия. У нас их нет. В Советском Союзе киноиндустрия являлась существенным вкладом в бюджет. Одной из задач была обкатка, прокат картин, ведение статистики. Сейчас же вообще трудно говорить о кассе как показателе качественности. Рейтинг могут получить обычные фильмы-однодневки, даже картины «на час». Так за рубеж успешно отправилось, например, несколько частей нашей франшизы «Ёлки». Наоборот, провал в прокате ни о чем еще не говорит.
– Есть ли некое взаимодействие массового и «авангардного» кино?
– Авторское кино — очень условное понятие, у авторского высказывания весьма размытые границы. И массовый продукт может быть авторским. Например фильмы Тарантино, Земекиса, Гаса Ван Сента, Скорсезе, Спилберга, того же Аллена. Если говорят о Голливуде, то всегда приводят такие примеры авторского кино, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Пианист» и даже «Звездные войны».
Фото: из личного архива Светланы Еланской
По-видимому, проблема разделения кино на массовое и фестивальное все-таки российская. Связана она, во-первых, с отсутствием киноиндустрии, которая оставляла бы нишу для картин, назовем их, «не для всех», во-вторых, с разобщенностью российского киносообщества, в-третьих, с самой претензией на авангардность, поиски киноязыка, которые не всегда удаются, но нельзя оставлять за бортом возможность для зрителя выбирать.
– Согласны, что существует кризис голливудского кино?
– Наверное, если говорить о кризисе идей в широком смысле. Некоторые боятся употреблять словосочетание «постмодернистская парадигма», которая предполагает, что уже все снято, написано и прочитано и, что бы ни делалось, это все равно будут те же семь нот, повторы, заимствования. А почему нет?
Голливуд создает разные фильмы. В том числе камерные, сложные, которые не выдвигаются на «Оскар», но для которых существует фестиваль «Sundance».
Сегодня нужно говорить о сегментарности массовой культуры: уже невозможно предложить какой-то массовый фильм, который всех бы объединил. Особенно для России, которая сейчас представляет собой весьма расколотое общество.
– Приметой времени называют сериалы. В чем же их популярность?
– Сериальная форма рассчитана, несомненно, на более широкую телеаудиторию. Режиссер Юрий Быков грустил, что для его «Дурака» не дается именно телеформат. Сериалы же предоставляют возможность удлинить повествование, сопереживать. В недавнем разговоре любимый мной актер Алексей Вертков («Белый тигр». — Примеч. авт.) признался, что для большинства историй лучшим вариантом является их перевод в телеформат, даже если это мини-сериал. В конце концов, людям хочется, чтобы некоторые моменты им «разжевали».
– Согласны с Никитой Михалковым, что в кино главное — атмосфера?
– Некоторые мои коллеги-кинокритики очень не любят это слово «атмосфЭра», считают его чуть не ругательным. Потому что «атмосфэра» может быть и натужной, деланной, неестественной, тем не менее дающей основания в нее погружаться, выделять как главное в фильме. Мы не понимаем, про что, но вот эта «атмосфэрность»... Потрясающе! А король-то голый. На самом деле для обывателя атмосферность не является критерием хорошего кино.
– За последние годы какие фильмы из отечественного кинематографа вам захотелось пересмотреть?
– «Географ глобус пропил» Велединского, «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Дурак» Быкова, «Дочь» Назаровой и Касаткина, «Орда» Прошкина-младшего, «Последняя сказка Риты» Литвиновой, если вспомнить о чисто эстетском, атмосферном кино, переваривающем в себе практически всю европейскую культуру, выявляющем глубокие антропологические слои. Если брать телевизионный формат, то отмечу блистательную работу Урсуляка «Жизнь и судьба».
– Кино сегодня что это? Вид искусства, форма самоописания общества, индустрия развлечения?
– Это все вместе, но преобладает, как признают столпы киноведения, «аттракционность». То есть кино возвращается к своим истокам 100–120-летней давности, как иллюзион, аттракцион, на потребу зрителя, что называется. Хотя тут тоже не все однозначно. Если брать, например, русское немое кино на заре своего рождения, то это была экранизация классики. Наше кино все равно литературо- и логоцентрично. Поэтому запрос на нечто духовное никуда не денется. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ