Новости – Общество
Общество
Теплая революция
Ржевская льночесальная фабрика. Фото: izolna-rus.ru (http://izolna-rus.ru/)
Как инновационный утеплитель вернул к жизни старейшее российское предприятие
19 октября, 2015 15:37
6 мин
На сайте Ржевской льночесальной фабрики — старейшего российского предприятия, созданного еще в 1909 году, — можно найти фотографии, подобранные по принципу «было — стало»: ободранные стены и заржавевшие цеха — а рядом нарядные фасады и оборудованное современной техникой производство. Фото демонстрируют далеко не дореволюционный период и современность. Разница между снимками — всего год.
Преобразования связаны с тем, что весной 2015 года на ржевской фабрике начали производство утеплителя (в основном он используется для индивидуального строительства), в составе которого — только лен, натуральные клеящие вещества и антисептики. Собственно, он и выпускается под брендом «Изольна» и сейчас является единственным таким в России, хотя технологии к нам привезли немцы — утеплитель разработан в компании «Флеш-хаус». С заключения договора с этой фирмой и началось возрождение ржевского предприятия.
– За все постсоветские годы на нашей льночесальной фабрике никто, извините, ничего не чесал, все пришло в полный упадок, — рассказывает РП бывшая работница предприятия Марина Адаскина. — В начале 2000-х фабрику купили москвичи, компания «Игра-техника», но там все в таком состоянии находилось, что никакого прорыва у них не получилось. Так мы и жили: стены, под которыми ходить страшно, допотопное оборудование, смешные зарплаты. Но новым хозяевам и на том спасибо, что пусть и в таких условиях, но они не дали производству совсем заглохнуть, а людям погасили старые долги. Все-таки что-то мы да выпускали, как-то да жили. Правда, этот «период выживания» подзатянулся.
В прошлом году «Игра-техника» и ФГУП «Ржевский лен» (так официально называется фабрика) вложились в то, чтобы на тверском предприятии внедрить немецкие технологии. При этом в руководстве фабрики признаются: обидно, что не произошло этого раньше. Ведь государство собиралось поддержать предприятие лет десять назад: в 2006 году было издано правительственно постановление «О создании производственного комплекса по переработке льна на территории Тверской области». Но по разным причинам планы сорвались. Ну а представители компании «Игра-техника» со своими идеями по выпуску передовых продуктов изо льна «носились» и вовсе четверть века. Воплотить эти замыслы удается только сейчас — до сих пор мешала бюрократия.
– Идея о выпуске подобного утеплителя появилась лет 25 назад, когда наша компания занялась не только подготовкой сырья, но и переработкой льна и производством изделий из него, — рассказывает РП Аркадий Фокин, директор ФГУП «Ржевский лен». — Но дело в том, что Тверская область — главный российский «льняной» регион — на тот момент не обладала собственными перерабатывающими мощностями. И все, что у нас выращивалось, от нас благополучно вывозили, а основная рентабельность образовывалась в других территориях, где и шла переработка: в Костромской, Ярославской, Вологодской, Смоленской областях. Мы долго обивали все мыслимые пороги со своими проектами, предлагали их воплотить за счет совместного финансирования — области и нашего. Но область в итоге нам помогать не стала, и мы сделали все за свой счет. Как видите, получилось.
Ржевская льночесальная фабрика до реконструкции. Фото: izolna-rus.ru (http://izolna-rus.ru/)
Предприятие вложило в инновационное производство около 300 млн рублей. Деньги пошли на полную замену коммуникаций, ремонт площадей. Специалисты компании «Флеш-хаус» завезли в Ржев оборудование, смонтировали и запустили его, обучили сотрудников фабрики работе — все это тоже за средства российских собственников. В новом, «инновационном», цехе, где выпускают единственный в России льняной утеплитель, пока (для начала, уточняет Фокин) работают 65 человек. Кроме того, на фабрике действуют цеха чески льна и производства льноватина.
– Вообще в свое время были разработаны государственные программы субсидирования затрат по реконструкции перерабатывающих мощностей в сельском хозяйстве. И мы в такой программе участвовали, — рассказывает Аркадий Фокин. — Но область получила у федерации деньги именно под наш проект, а в последний момент эта сумма ушла в совершенно другое направление. А честно-то сказать, попросту в песок: на эти средства, полученные еще 5 лет назад, в регионе так ничего и не было сделано. В общем, никто нас тогда не поддержал. Может быть, сейчас поддержат.
Надо сказать, что хотя производство льняного утеплителя началось недавно, спрос на него уже довольно высокий.
– Этим летом я как раз достраивал дом, ну и скажу честно: утеплитель этот купил «по протекции» — у меня на фабрике работают знакомые, они рассказали, что к чему, — говорит тверичанин Николай Алешин. — Я посмотрел: а ведь это тот самый случай, когда все гениальное просто. Состав — лен, крахмал, бура. Мягкий, теплый, усадки вообще не дает, мыши его не грызут. Продавцы говорят, что лет 70 продержится, но вот тут я не уверен, просто потому, что доказательств нет — производство-то недавно началось. Но уж точно прослужит дольше стекловаты какой-нибудь.
Производство утеплителя. Фото: izolna-rus.ru (http://izolna-rus.ru/)
Ржевской продукцией заинтересовались и за границей.
— На следующей неделе у нас будут поляки и прибалты, договариваются с нами о покупке продукта, — говорит Аркадий Фокин. — В Европе такое оборудование, как у нас, тоже редкость, не только в России. На Западе производство, подобное нашему, открывать нерентабельно: надо лен где-то покупать, везти. Кроме того, там дорогие электричество, газ, рабочая сила. Сейчас вообще все производство из Европы «вывозится» на Восток, в том числе и в Россию — ну и в Тверскую область, получается, тоже. Здесь такую продукцию выпускать выгоднее — сырье местное, все дешевле.
Производство утеплителя «Изольна» — это только начало. В планах компании — создать на основе льночесальной фабрики производство полного цикла: от выращивания льна по передовым методикам до продаж самой разной продукции из него.
– Мы пока только запустились, поэтому все наши «творческие планы» связаны с выходом на заданные мощности (а это 150 кубометров утеплителя в год) и на плановые продажи, — говорит Аркадий Фокин. — Сейчас мы этим и занимаемся: выпускаем и продвигаем свою продукцию. Это, в общем, ежедневная рутинная работа, здесь особо не до творчества.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости