Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Все, что человек придумывает, рождает побочные проблемы»

Фото: Святослав Сирин
Корреспондент «Русской планеты» побеседовал со знатоком европейской философии Борисом Губманом
Святослав Сирин
6 марта, 2014 22:46
13 мин
Ученых с мировым именем в России осталось не так много. А в провинции их можно пересчитать по пальцам. Один из них — доктор философских наук, почетный профессор Тверского государственного университета, заведующий кафедрой философии и теории культуры Борисом Губманом. «Русская планета» поговорила с ним о демографии,  массовом обществе и технократической цивилизации.
Суверенная демократия и «ура-патриотизм»
– Борис Львович, как Вы рассматриваете новый виток противостояния «западников» и «славянофилов»?
– Следовало бы сказать, что спор не очень продуктивен. Это стало ясно в ХIХ веке, когда еще Владимир Соловьев попытался примирить эти два подхода. Спор продиктован своеобразной ситуацией в стране, которая естественным образом принадлежит к Европе, но и ситуированна в Азии. Поэтому поиск идентичности всегда носил для России острый характер. На мой скромный взгляд, Россия — страна европейская. Но у нас должен быть свой подход к ассимиляции европейских ценностей, хотя бы потому, что шлейф традиций совершенно другой. Не хотелось бы видеть дальше это противостояние. Надо выстраивать современный социум и государство, которое отвечало б российским традициям, но одновременно ориентировалось на европейские ценности.
– В таком случае, имеет право на жизнь такое понятие как «суверенная демократия»?
– Демократия сама по себе всегда суверенна. Демос-народ, если принимает решение идти по определенному пути, то принимает его выверено, сам. Народ, в данном случае, выступает как начало, от которого исходит Право, следуя концепции, идущей с Нового времени, эпохи Просвещения. Поэтому экономней будет рассуждать о российской демократии и все. Демократия — универсальное понятие, но она всегда складывается в определенных национальных одеждах, формах. Поэтому, например, устои государственной жизни Италии отличаются от устоев Польши, России.
– Вы много бывали заграницей, какое впечатление у иностранцев о русских, России?
– Да очень разное! У нас многие думают, что там распространена какая-то особая русофобия. Взять хотя бы Америку. Несмотря на то, что ее внешняя политика порой носит агрессивный характер. А рядовой американец к России относится нормально. Мне приходилось разговаривать со многими, и особых фобий я не заметил. Но негативные стереотипы, конечно, существуют, и они впитываются в тело социума — ушанки, мороз, проблемы безопасности. Русофобию иногда культивируют. Чем больше определенные элиты в некоторых странах в ней заинтересованы, тем больше мы ее можем наблюдать. Наверное, над имиджем надо больше работать.
– Как Вы считаете, насколько девальвировалось сегодня понятие патриотизм в связи с глобализацией, постоянным соприкосновением культур, стиранием границ государств-наций?
– Патриотизм существует. Если мы рассматриваем его не вульгарно, а как позитивное отношение к тому сообществу, культуре, в котором ты живешь. Желательно, чтобы это был не ура-патриотизм в угоду некоторым личным интересам, а такой, который бы люди культивировали в повседневной жизни. Допустим, я люблю свой край, поэтому давайте его не загаживать.
– Дискредитировали ли себя идея демократии как формы общественного устройства и ультралиберализм как система взглядов на жизнь?
– Либерализм и демократия — это не одно и то же. Демократия — идея народовластия, которая родилась, как вы знаете, в Греции, и, на мой взгляд, пройдя достаточный период эволюции, себя не исчерпала. Другое дело, что она может обретать различные формы. Либерализм — тоже вещь неплохая. Он, как известно, предполагает высшую ценность личности, ее прав и свобод. Либерализм с демократией, это подмечали многие мыслители еще в Новое время, к примеру, Джон Стюарт Милль, сосуществуют не безболезненно. Демократия не всегда может обеспечить возможность расцвета индивидуальности. Ни одно общество этого автоматически не гарантирует. Скажем, в ХVIII веке людям казалось, что достаточно провести реформы, сбросить старый режим, и личность сможет свободно дышать, вершить хорошие дела. Об этом говорили Джон Локк, Кант. А потом оказалось, что не все так просто. Может быть и тирания большинства в рамках демократии; путем демократической процедуры к власти приходят авторитарные и тоталитарные режимы. Это уже было в истории — например, Германия, где на волне экономического и социального кризиса реваншистских идей пришел Гитлер.
Мультикультурализм и секс-меньшинства
– Складывается впечатление, что европейская цивилизация входит в этап кризиса идей: социального устройства, ценностных ориентиров, места религии.
– Думаю, рано хоронить Запад, при всех его проблемах. Во всех сферах культуры они научились очень хорошо говорить о себе. Даже если мы возьмем последние кинематографические штучки — от Скорсезе до фон Триера, то увидим попытки обсудить откровенно те человеческие проблемы, которые раньше относились к табу. Самокритика западной культуры присутствует, несмотря на известный снобизм рядового западного человека по отношению к остальному миру.
– Борис Львович, существует ли кризис традиционных ценностей на Западе?
– В их сторону часто кивают, что, мол, есть гендерные проблемы, отказ от традиционной религиозности, приход чужих культур. Понимаете, все зависит от конкретных условий. Допустим, тот же мультикультурализм в США сработал, несмотря на некоторые перегибы. Хотя, например, в ряде штатов люди по-английски слабо или вообще не говорят. Под Лос-Анджелесом есть местечки, где все по-испански написано, это второй язык штата. Во Флориде такая же история. Но они сумели в целом удачно сплавить конгломерат национальностей. В Европе стало с этим сложнее. Думаю, в границах государств, если мы говорим, что национальные государства все-таки не умерли, должна быть лидирующая культура, становая. Допустим, те же немцы осознают, что немецкий язык — это то, что нужно культивировать. Если мы попытаемся обойтись без русского языка, то все развалится в одночасье, страны не станет. Любая нация формируется на основе гражданственности, и перекоса во взаимоотношениях культур быть не должно. Если люди разобьются на диаспоры и будут решать проблемы территорий, исходя только из этого принципа, получится очень много нехороших вещей. В свое время большевики подложили России большую проблему с национальными республиками, которую не удается расхлебать до сих пор.
Что же касается гендерных проблем... В Европе так случилось, что человек имеет право экспериментировать с собой. Пусть экспериментирует, другое дело, что к этому надо взвешенно относиться. В Европе, например, существуют всякие культуры секс-меньшинств, и если, вы, например, пройдетесь по Амстердаму, то не сможете их не заметить. Загонять эти явления в какие-то уголовно-наказуемые рамки, наверное, не стоит, но возводить это на пьедестал достоинства тоже.
– Как Вы оценили в таком случае знаменитую акцию «Pussy Riot»?
– А ничего хорошего! Девушки откровенно делают политическую карьеру. Я не сторонник их жесткого наказания, но что хорошего прийти и устроить такое в церкви? Можно найти другую территорию и там самовыражаться.
– А что касается религиозного кризиса?
– В культуре религия, в принципе, неуничтожима. Есть та сфера, как я полагаю, которая находится в границах того, что называл один русский философ «непостижимым», поэтому людям всегда хочется на что-то опереться в личном существовании, думать, что оно не заканчивается земным путем. Религия имеет антропологические корни. Традиционная религиозность находится в кризисе в ряде стран. У нас тоже, в определенном смысле. Просто везде идет секуляризация. И как ответ на нее — фундаменталисты, которые могут быть в любых религиях — вот мы так считаем, и все.
В Европе ситуация складывается по-разному. В Испании я наблюдал народную религиозность, если хотите. Где-нибудь в Толедо в воскресенье празднично одетые люди идут в храм, никто их туда не гонит, и они идут не для того, чтобы, например, получить какие-то социальные «фишки». У нас так иногда бывает. Они делают это от чистого сердца — 30 градусов жары, а человек одет в черный костюм.
А вот в Голландии есть католические монастыри, где община составляет человек пять. Мне доводилось наблюдать любопытные вещи: допустим, чтобы монастырю выжить, им приходилось сдавать помещение дантисту или под дискотеку. То есть современные экономические формы порождают способы выживания религии, которые несозвучны самой религиозности.
Массовый человек Майдана
– На Ваш взгляд, секуляризация и массовое общество идут нога в ногу?
– Безусловно. Секуляризация началась с эпохи Просвещения, а «омассовление»... Как говорят, XIX век был веком толп, XX — век масс, как и XXI-ый. Но что значит «омассовление» — это атомизация, когда появляется «человеческий атом», изолированный от других людей. И многие люди, даже если испытывают религиозные чувства, то культивируют их в своей приватной сфере, не выходя в церковное сообщество. Сейчас появилась, как бы сказать, индивидуальная религиозность, не церковного свойства. Человек может сказать, что верит в бога, но не ходит в храм. Это тоже связано с тем, что индивид в этой массе чувствует себя одиноким в толпе.
– То есть массовый человек — одинокий человек?
– Конечно! И современный человек, в известном смысле, более одинок.
– А он ставит себе цель преодолеть это одиночество?
– Знаете, он может этого желать, но итог не всегда позитивен. Массовый человек — опасная реальность, он, как показала Ханна Аренд, легко манипулируем. В случае глобальных кризисов он легко подчиняется вождям, которые его хотят вывести, скажем, на тот же Майдан.
– По Вашему мнению, массовое общество является подвижником прогресса или его заложником?
– Массовое общество — это продукт развития западного общества, а в итоге всего мирового сообщества. Испанский теоретик Хосе Ортега-и-Гассет начал обсуждение этой темы, за ним последовали и другие теоретики. Мы можем сказать, что человек массы — это побочная сторона развития технологической цивилизации, в которую мы все включены. Это социальное следствие, которое если и имеет негативную окраску, то от этого никуда не деться. Чтобы смягчить «омассовление», нужно искать, по-видимому, новые формы социальности.
– А что же дальше? Это ли не тупик?
– Нет, технологическая цивилизация, наука и техника, себя не исчерпали. С этим нужно просто жить.
– Сохранившаяся до сих пор пирамидальная социальная иерархия не разрушится?
– Нет, пока есть государственность.
– Но границы государств ведь размываются, например, вспомним Евросоюз.
– Там, знаете, все очень сложно. В условиях глобализации надгосударственные образования испытывают большие прессинги. В том числе, от монополий. Мы пока не видим, что национальные государства реально отмирают, о чем давно говорят.
– Не пора ли остановится, потому что все эксперименты с природой человека и роботизацией жизни, как говорят футурологи, грозят необратимыми переменами для цивилизации?
– Критиковать науку — вещь пагубная, но надо видеть, что она, как и все остальное, что люди делают, несет с собой новые формы отчуждения, подавление человеческих существ. Любая деятельность человека имеет не только позитивную сторону, но и негативный выброс. Все, что человек придумывает, рождает побочные проблемы.
Скажем, медицинские, бытовые технологии — это вещи, которые людям очень помогают. Критиковать можно сколько угодно, что, мол, технократическая цивилизация зашла в тупик, человек — это винтик... А, на самом деле, вы встаете утром, включаете электрический чайник, пользуетесь душем и кучей остальных продуктов определенных технологий... Но и недоиспользование науки — тяжкий грех. Например, что мы видим в нашем здравоохранении или на транспорте. С наукой надо обходиться уважительно, учитывая, как я обычно говорю студентам, что она знает только 3% того, что есть в мире.
– На какой стадии развития общества находится Россия?
– И Запад находится в информационном обществе, и мы тоже. Но дело не только в количестве компьютеров на душу населения. У них меньше всяких препятствий для внедрения технологий в обычную жизнь. А у нас некоторые умельцы говорят, что для борьбы с терроризмом нужно в кафе wi-fi запретить. Это же бред! Идешь где-нибудь в Сан-Себастьяне или Барселоне, так там все набережные точками доступа утыканы. У них, действительно, информационное общество. Но это не только девайсы всякие, это еще и возможность ими грамотно пользоваться. Мы тоже вползаем на эту стадию, но у нас все неравномерно — есть большие города, где планшетник и смартфон — норма жизни, а есть места, где люди живут впроголодь — достаточно отъехать на 10 км от Твери.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ